Главная » 2019 » Сентябрь » 19 » Газовая директива ЕС вгоняет Украину в долги на $4 млрд и лишает транзита газа | Новости
13:05
Газовая директива ЕС вгоняет Украину в долги на $4 млрд и лишает транзита газа | Новости

После принятия Европарламентом поправок в газовую директиву становится очевидным будущее украинской ГТС, говорит Владимир Чижов, представитель России при ЕС. Аналогичное мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Европарламент внес поправки в газовую директиву ЕС" data-author="PD" data-owner="pixabay.com" Газовая директива ЕС вгоняет Украину в долги на $4 млрд и лишает транзита газа">

Европарламент внес поправки в газовую директиву ЕС
pixabay.com / PD

"Еще во времена президентства Виктора Януковича Киев собирал западных консультантов, чтобы решить вопрос модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Тогда минимальную стоимость вложений в систему оценили в $5 млрд. В "нулевых", будучи украинским премьер-министром, Юлия Тимошенко предлагала "мастер-план" масштабных инвестиций, которая должна была повысить возможности прокачки ГТС выше технического максимума в 120 млрд кубометров ежегодно. Обе схемы благополучно провалены.

Если бы Киев поддерживал нормальные отношения с Москвой, та не инициировала бы проекты обходных газопроводов. Еще в начале "нулевых" Россия и Германия в лице Владимира Путина и Герхарда Шредера предлагали главе Украины Леониду Кучме создать консорциум, по которому в реконструкцию транзитной ГТС РФ и Европа вкладывали бы огромные деньги. Киев же заявил, что Москва и Берлин должны построить новую "трубу" в дополнение к старой, Украина лишь будет получать деньги за транзит", - отмечает аналитик.

Представитель России при ЕС Владимир Чижов заявил: "В постсоветской истории Украины в ремонт газопроводов и поддержание на должном техническом уровне деньги практически не вкладывали, хотя это является одной из целей взимания денег за транзит. То есть транзитные деньги должны идти не на "антитеррористическую операцию в Донбассе", а на поддержание трубопроводной системы. Однако этого не делалось". Он добавил, что для продолжения транзита газа Киеву без серьезных капиталовложений не обойтись.

"Примерно до 2006-2008 годов у Украины был шанс довести до успешного завершения переговоры с Россией и Германией – те могли вложить в реконструкцию транзитной ГТС $5-10 млрд. Но Киев завышенными требованиями все сорвал. А после газовых войн 2008 года Москва окончательно утвердилась в решении избавиться от украинского транзита. Тогда были заложены "Южный поток", впоследствии "Северный поток" и "Турецкий поток".

Сейчас упущены не только время, но и возможности – Украина уже не может рассчитывать даже на текущий уровень транзита. А основная часть ее ГТС строилась в 1970-80-х, то есть она изношена и ненадежна. Потеряно и время – даже если б Киев располагал деньгами, модернизация "трубы" заняла бы несколько лет, но все равно не привела бы к ее конкурентоспособности с прямыми трубопроводами из России в Европу и Турцию. Киев собственноручно срубил сук, на котором сидела вся страна", - подчеркивает эксперт.

Перспективы Украины

Европарламент утвердил проект поправок в Газовую директиву Евросоюза, которые позволят Брюсселю расширить возможности по контролю морских газопроводов, в частности "Северного потока-2". Доработанный документ распространяет энергонормы ЕС на морские газопроводы из третьих стран в государства Евросоюза, проходящие за пределами территории государств сообщества. По новым нормам оператором "Северного потока-2" должна быть независимая от "Газпрома" компания.

Ухудшением отношений с Россией украинские власти предопределили потерю страной газового транзита" data-author="Sergei Chuzavkov / ZUMAPRESS.com" data-owner="Global Look Press" Газовая директива ЕС вгоняет Украину в долги на $4 млрд и лишает транзита газа">

Ухудшением отношений с Россией украинские власти предопределили потерю страной газового транзита

Кроме того, обновленная директива требует резервировать 50% мощности газопровода под прокачку газа от независимых поставщиков, этот пункт грозит оставить трубу наполовину пустой. Но Берлину удалось смягчить формулировки: в итоговом тексте говорится, что решение о предоставлении российскому проекту исключений из этих норм будет принимать страна ЕС, где газопровод выходит на европейскую территорию, после консультаций с Еврокомиссией. В случае с "Северным потоком-2" это сама ФРГ.

"Сейчас вопрос не в том, потеряет ли Украина транзит, а в том, какую его часть можно сохранить. Обходные газопроводы заберут на себя подавляющую долю транзитируемого газа, но России все же понадобится путь для снабжения Словакию, Молдавию и еще ряд небольших стран Восточной Европы. То есть на долю украинской ГТС остается 10-15 млрд кубометров ежегодно.

А значит, перспективы украинской ГТС вполне очевидны. Большая ее часть остается без нагрузки и будет разрезана за ненадобностью, придется потратить лишь порядка $1 млрд на модернизацию необходимого отрезка. При этом придется решить проблемы снабжения ряда регионов Украины поставками газа из Европы на перестройку оставшейся части ГТС – на это потребуется $3 млрд. Это средние оценки, которые уже давно озвучиваются экспертами. То есть новые долги на 4 млрд долларов можно считать неизбежными.

Где ныне живущий на кредиты Киев возьмет эти деньги – предположить сложно. Наиболее вероятным кажется, что за все заплатят украинские потребители – им вновь поднимут тарифы. Возможно, Киев попытается отдать остатки ГТС на приватизацию, но серьезных игроков России и Европы это предложение не заинтересует. Если бы Украина изначально придерживалась конструктивного подхода к отношениям с Россией по газу, всех нынешних проблем она вполне могла избежать", - заключает Станислав Митрахович.

Читайте нас в Яндексе

Просмотров: 7 | Добавил: prudeceh1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0