Главная » 2019 » Май » 28 » Самотлорнефтегаз, Варьеганнефтегаз и ТНК-Нягань снижают аварийность трубопроводной инфраструктуры
13:36
Самотлорнефтегаз, Варьеганнефтегаз и ТНК-Нягань снижают аварийность трубопроводной инфраструктуры

Нижневартовск. С 2004 года на всех дочерних предприятиях «ТНК-ВР» действует программа обеспечения целостности и повышения надежности трубопроводной инфраструктуры. Ее цель - найти новые эффективные технологии защиты, которые продлят срок службы трубопроводного транспорта и, в идеале, сведут аварийность к нулю.
Разносторонняя работа в этом направлении ведется в ЦДО «Варьеганнефтегаз». На балансе Общества - 3500 км действующих трубопроводов и около 1000 км бездействующих. «Значительные финансовые средства мы вкладывали в трубную продукцию, которая предназначалась для замены выкидных линий скважин, - рассказал директор технического департамента ВНГ Алексей Синяков. - Мероприятия проводились в рамках реализации программы по утилизации попутного нефтяного газа. Сейчас практически на всех лицензионных участках утилизация доведена до требуемых государством 95 процентов, а на некоторых - и до более высоких показателей».
Проблема в том, что возраст 80 % эксплуатируемых в «Варьеганнефтегаз» трубопроводов - свыше 10 лет. В те годы все трубопроводы строились из так называемой «черной трубы», которая не имела ни внутреннего, ни наружного антикоррозионного покрытия. В агрессивной среде на таких трубах со временем образуются свищи, возникает угроза порывов. «Сейчас высокоприоритетные трубопроводы идут одновременно с наружным и внутренним покрытием, - пояснил Алексей Синяков. - Все они оснащены датчиками и манометрами с выходом на автоматизированную систему «Регион», оповещающую о наличии инцидента и необходимости оперативных мер. В последние годы на всех вновь проектируемых трубопроводах обязательно устанавливаются узлы контроля коррозии. Эти приборы позволяют считывать скорость движения жидкости, на основании которой специалисты делают выводы о процессах коррозии».
В 2012 году в общей сложности реконструировано 36 км трубопроводов, что обошлось Обществу в 270 млн. рублей. На 2013 году на эти цели выделяется более 1 млрд. рублей. Значительный объем работ по замене и капитальному ремонту устаревших участков трубопроводов проведут, например, на Северо-Варьеганском месторождении. Параллельно с обновлением трубопроводной инфраструктуры на каждом месторождении специалисты технического департамента ВНГ планируют сделать диагностику парка. «В настоящее время готовимся к проведению внутритрубной диагностики на напорном нефтепроводе от Ван-Егана до Тюменки, - отметил директор департамента. - Он построен более 20 лет назад, и важно точно знать его техническое состояние. Именно внутритрубная диагностика способна указать участок, где произошло уменьшение стенки трубы и может начаться ручейковая коррозия».
На ключевых напорных нефтепроводах, по которым перекачивается товарная нефть, появятся системы обнаружения утечек. Это позволит нефтяникам «Варьеганнефтегаз» в режиме он-лайн получать информацию о возможных отказах и несанкционированных врезках.
В 2007 году компания ОАО «ТНК-Нягань» стала новатором в применении ингибирования - эффективного метода предотвращения отказов и продления жизненного цикла трубопровода. Сейчас это - первое предприятие в «ТНК-ВР» и единственное в Западной Сибири, внедрившее прогрессивную систему управления химреагентами (СУХ).
«В настоящее время ингибированием защищено 1132 километра трубопроводов разного назначения, - рассказал начальник отдела по управлению целостностью трубопроводов ТНК-Нягань Сергей Пырликов. - Практика доказывает, что если трубопровод защитить ингибированием с момента сдачи в эксплуатацию, то он может служить в два раза дольше».
Конечно, никакой ингибитор не устранит коррозионные процессы на все 100 %. Но реагенты, которые используются в ТНК-Нягань, обеспечивают эффективность до 93 %. Состав химического вещества для закачки определяет разработчик, основываясь на многочисленных лабораторных и опытно-промышленных испытаниях. Предприятие контролирует качество реагента, регулярно отбирая пробы и в специализированных лабораториях сравнивая их с контрольными эталонными пробами. В 2013 году для ТНК-Нягань будут организованы дополнительные лабораторные и промысловые испытания реагентов.
Большие надежды нефтяники возлагают и на коррозионный мониторинг. Для этого по всему месторождению установлены узлы контроля коррозии. Специалисты исследуют данные, предоставляют отчет об изменении степени защиты металла и выдают рекомендации по компенсационным мероприятиям.
Определенную сложность создают так называемые «короткие участки» - крановые узлы и внутрикустовые линии скважин. Их протяженность насчитывает в общей сложности около 70 км. «Чтобы защитить всего 300 метров короткого участка, необходимо купить такую же установку дозирования, какую предприятие приобретает для ингибирования 20 километров трубопровода, - поясняет Сергей Пырликов. - Но мы все-таки планируем защитить и эти недешевые и низкоприоритетные участки».
В 2011-2012 году объемы замены трубопроводного парка ТНК-Нягань достигли 25-30 км в год. В ближайшие три года эти показатели вырастут в 2-2,5 раза.
Не допустить ни единого порыва трубопровода - такую задачу ставит перед сотрудниками генеральный директор Самотлорнефтегаза Мугаммир Галиуллин.
Общий эксплуатационный парк трубопроводов ОАО «СНГ» сегодня составляет свыше 4400 км. Из них 170 км – межплощадочные сети и около 900 км – газопроводы. Все транспортные коммуникации относительно молоды: около 2000 км трубопроводов введены в работу за последние пять лет. Остальные не прослужили и десяти. Ежегодно строится 125-150 км новых транспортных сетей.
«В компании «ТНК-ВР» принята концепция, согласно которой все трубопроводы строятся с защитой сразу от внутренней и наружной коррозии», - говорит начальник отдела по управлению целостностью трубопроводов предприятия Сергей Вагайцев. Неукоснительное следование этой концепции позволило нефтяникам СНГ за последние три года на 30 % сократить количество порывов на транспортных сетях. Всего аварийность в этой области с 2008 года снизилась в 4 раза. По словам Сергея Вагайцева, это беспрецедентный показатель среди предприятий компании.
Общий бюджет программы целостности трубопроводов СНГ в 2012 году составил 2 млрд. рублей. Из них около 1700 млн. рублей направлено на реконструкцию, и свыше 90 млн. - на диагностику внутриплощадочной инфраструктуры методом сплошного сканирования. Упомянутая методика – ноу-хау СНГ. Именно на нее опирается руководство предприятия, ставя амбициозную задачу свести «на нет» аварийность на линейной транспортной сети. Методика, как поясняет Сергей Вагайцев, сочетает длинноволновую дефектоскопию (позволяющую обнаружить изъяны в стенках труб на участках трубопроводов протяженностью до 50 метров) с вихретоковым методом конкретной локализации дефекта. Сплошное сканирование выявляет все имеющиеся в трубах дефекты - как на поздних, так и на ранних стадиях развития. Только в 2012 году сотрудники СНГ таким образом предупредили около 2 тысячи порывов на технологических площадочных трубопроводах.
«Эффективность этого ноу-хау позволяет ставить амбициозную цель - не допустить ни единого порыва на технологических трубопроводах, - говорит руководитель отдела. - Насколько я знаю, пока ни одна нефтяная компания таких целей перед собой не ставит».
Сейчас промысловики намерены сосредоточить внимание на внутритрубных исследованиях линейной части трубопроводов. По оценке специалистов, диагностики требуют порядка 500 км транспортных сетей. При этом перед предприятием встает ряд технических проблем. В частности, на рынке дефектоскопии отсутствуют приборы для исследования труб малых диаметров. Как сообщил Сергей Вагайцев, качественные исследования возможны только на трубах 273-го «калибра» и выше. Кроме того, конструктивная особенность трубопроводов такова, что в местах поворотов, на так называемых «крутоизогнутых отводах», требуются отдельные диагностические снаряды. Но для отводов с параметром 1Д, которыми снабжены некоторые трубопроводы на Самотлоре, в мире приборов не создано. После длительных поисков и переговоров специалисты компании все-таки вышли на фирму, которая специально для СНГ разработала снаряд, позволяющий проходить 1Д отводы. Испытания пройдут в ближайшее время. И, если новинка докажет свою состоятельность, СНГ станет пионером еще в одной области технологических исследований.
Стоит отметить, что общая протяженность находящейся в эксплуатации нефтяников ТНК-ВР транспортной системы - более 20 тысяч км. Свести к минимуму (а в идеале – к нулю) количество порывов трубопроводов – задача более чем сложная. Профессионализм специалистов дочерних предприятий ТНК-ВР и их настойчивость в поиске новых эффективных технологий рождают уверенность в том, что и эта цель вполне достижима.
 

Просмотров: 207 | Добавил: prudeceh1987 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0